02.06.2012 в 17:37
Пишет  семь восьмых:

эксперимент Фестингера
Трое известных социологов, работающих в университете Миннесоты, — Леон Фестингер, Генри Рикен и Стэнли Шахтер — услышали о так называемой Чикагской группе и посчитали ее деятельность заслуживающей тщательного изучения. Они ре¬шили заняться исследованием этой группы инкогнито, войдя в ее состав в качестве новообращенных. Кроме того, ученые запустили в интересующую их секту специаль¬но нанятых ими наблюдателей. В результате они получили достоверную подробную информацию о поведении членов группы до и после дня, на который «планировалась» катастрофа (Festinger, Riecken & Schachter, 1956).
Данная группа верующих всегда была невелика, в ее составе никогда не было бо¬лее 30 членов. Лидерами группы являлись мужчина и женщина среднего возраста, которые в публикациях исследователей фигурируют как доктор Томас Армстронг и миссис Мэриан Кич. Доктор Армстронг, работавший врачом в колледже, давно инте¬ресовался мистицизмом, оккультизмом и летающими блюдцами; он считался боль¬шим авторитетом в области оккультных наук. Однако главной фигурой в группе была миссис Кич. Незадолго до описываемых событий она начала получать послания от «духовных сущностей», которых она называла Стражами. Эти Стражи якобы жили на других планетах. Послания Стражей, которые миссис Мэриан Кич записывала посредством метода «автоматического письма», составили ядро культовой системы религиозных верований Чикагской группы. Учение Стражей несло в себе элементы традиционного христианского мировоззрения. Неудивительно, что один из Стражей, Сананда, в конечном счете объявил, что он является воплощением Христа.
Сообщения Стражей, всегда бывшие предметом бурных дискуссий в группе, по¬лучили новое значение, когда Стражи якобы начали предсказывать грандиозное при¬ближающееся бедствие — потоп, который должен был начаться в западном полуша¬рии и в конечном счете погубить весь мир. Естественно, сектанты испугались. Одна¬ко в своих последующих посланиях Стражи заверили их, что все те, кто верит в Уроки, передаваемые через миссис Кич, выживут. Перед катастрофой должны были прибыть инопланетяне и в летающих блюдцах переправить верующих в безопасное место, по-видимому, на другую планету. Относительно спасения сообщалось очень мало под¬робностей. Известно было лишь то, что верующие, чтобы подготовиться к отлету, должны все время обмениваться друг с другом определенными паролями («Я оста¬вил дома шляпу», «Что вы спросили?», «Я сам являюсь своим швейцаром» и т. п.) и избегать ношения металлических предметов, которые якобы делали путешествие на блюдце «очень опасным».

Наблюдая за описанными приготовлениями, Фестингер, Рикен и Шахтер отмети¬ли два важных аспекта поведения членов группы. Во-первых, уровень веры в секте был очень высок. Вторым важным аспектом поведения верующих перед ожидаемым потопом являлось их прак¬тически полное бездействие. Для людей, так твердо убежденных в достоверности до-ступной им одним информации, они делали удивительно мало для того, чтобы рас-пространять эту информацию.
Преданность членов группы своим верованиям была настоль¬ко грандиозной, что никакая другая истина не могла быть ими принята. Однако ре¬альность оказалась жестокой. Никакое блюдце не приземлилось, никакой потоп не начался, в общем, предсказание не сбылось. У членов группы оставалась только одна возможность выхода из тупика. Они должны были применить другой тип доказатель¬ства истинности своих верований: социальное доказательство.

URL записи