17.06.2012 в 22:01
Пишет  семь восьмых:

теории заговоров
Поиск «козлов отпущения» в ходе этнических конфлик¬тов осуществляется с помощью механизма социальной кау¬зальной атрибуции. В мировой истории мы встречаемся с бесчисленным количеством примеров агрессивного поведе¬ния, прямо направленного на членов чужой группы, кото¬рые воспринимаются ответственными за негативные события – эпидемии, голод и другие несчастья. Например, в средне¬вековой Англии резня шотландцев объяснялась злодейства¬ми последних, якобы отравлявших колодцы. Т.е. именно с помощью атрибуций группы большинства оправдывают со¬вершаемые или планируемые действия против чужих групп. Но это уже не просто поиск причин, а поиск ответствен¬ных, попытка ответить не на вопрос «Почему произошло то или иное событие?», а на вопрос «Кто виноват?».
«Когда мы сталкиваемся с социально нежелательным или опас¬ным положением дел, для нас характерна тенденция «воспри¬нимать» несчастья как результат чьих-то действий и найти кого-то ответственного за них. Во многих документально под¬твержденных исторических случаях эти «кто-то» известны, т.е. всегда обнаруживаются вредители или враги моральных устоев и политического порядка. «Социальное знание» общества всегда обеспечивало большой выбор «козлов оглушения», преступни¬ков, злодеев, темных личностей и т.п.» (Graumann, 1987, р.247).
Во всех этих случаях мы имеем дело с особой формой каузальной атрибуции – атрибуцией заговора, обеспечиваю¬щей простые объяснения для сложных событий. На основе атрибуций заговора строятся отличающиеся большим разно¬образием концепции заговора. Они встречаются и в так на¬зываемых примитивных, и в цивилизованных обществах, различаются степенью «наукообразности», могут затрагивать все сферы общественной жизни, описывать заговорщицкую деятельность в местном и вселенском масштабе.
Но можно выделить и общие для всех концепций заго¬вора черты. Обычно они возникают в ситуации экономи¬ческого, социального, политического кризиса или бедствий типа эпидемии. Подчеркивается групповой характер заго¬вора – вредителями объявляются группы меньшинств (реального – масоны; правдоподобного – агенты зару¬бежных разведок в московских процессах 30-х г.г.; фантасти¬ческого – ведьмы). Очень часто в качестве «заговорщиков» выступают группы этнических меньшинств, которые «осу¬ществляют тайную деятельность и поддерживаются тем¬ными дьявольскими силами».
Приемы для превращения членов тех или иных групп в злонамеренных вредителей просты и незамысловаты, но по¬следствия для преследуемых вполне реальны: во все времена «заговорщиков изгоняли из страны, сжигали на кострах, четвертовали и колесовали, умерщвляли в газовых камерах. Но прежде чем лишить жизни, им отказывали в наличии человеческих свойств – относили к категории «нелюдей», т.е. применяли механизм делегитимизации.
Яркий и страшный пример концепции заговора – «ев¬рейская объяснительная модель» эпидемии чумы в позднем Средневековье:
«В поисках причин этой ужасной эпидемии современники были готовы возложить ответственность за нее на кого угодно....Поис¬ки виновных вывели на группу, не принадлежащую христиан¬скому миру – евреев, которых и раньше обвиняли в «дьявольском заговоре» против христианства... Реакция на первую большую вспышку чумы в Европе в 1347/48 гг. полностью соответствовала этой модели Утверждалось, что евреи, являясь слугами дьяво¬ла, сговорились с ним истребить христианский мир, наслав на него губительную чуму. Тот факт, что сами евреи в той же мере гибли от чумы... не помог им. Погромы начались в 1348 г., и последующие годы можно назвать абсолютным пиком средневе¬ковых преследований евреев... К концу Средневековья евреев в Европе почти не осталось» (Groh, 1987, р. 16).

URL записи