РТД и Моффат: о достоинствах и недостаткахДавно хотелось написать на эту тему. Потому что Моффат у руля вызывает у меня легкую настороженность, а от ухода РТД мне грустно. Несмотря на все достоинства первого и недостатки последнего. Поэтому и хочется поговорить о недостатках Моффата и достоинствах РТД.
читать дальшеБезусловно, самая сильная сторона Моффата — сюжет. Все его сюжеты захватывающи, лихо закручены, ловко сочетают экшн с хоррором, и эмоциям всегда отведено почетное место. Ни одного провального, даже просто слабого среди них нет. И все они очень целостны, закончены, без дыр и нелогичностей.
РТД в этом отношению Моффату проигрывает. Он далеко не всегда бывает на высоте, у него бывали откровенные неудачи (вот, скажем, «Долгая игра» в первом сезоне, на мой взгляд — чуть ли не худшая серия всего нового сериала). У него всегда изрядные проблемы с обоснуем, причем часто в глобальных масштабах (скажем, в «Сбежавшей невесте» наука откровенно отправлена в газенваген). Но его, впрочем, это мало волнует: фантастика в сюжетах ему нужна лишь как отличный фон для разговора об отношениях и о тех проблемах, которые ему интересны.
Если бы мне захотелось ознакомить с сериалом кого-то постороннего, то в качестве наиболее ударных серий моффатовские подходят как нельзя лучше: это «вещи в себе», и они хороши даже в отрыве от сериала. Однако когда я думаю о том, что лично я люблю в сериале больше всего, то с изумлением обнаруживаю, что дэвисовские нелогичные, несовершенные серии мне куда милее — настолько силен в них эмоциональный посыл. Хотя работают они только все вместе, в связке. Они последовательно и очень изящно рассказывают историю взаимоотношений персонажей между собой, и самое важное, самое главное там обычно не лежит на поверхности — его нужно разглядеть за внешним сюжетом (который и служит лакмусовой бумажкой — однако понятно это только тому, что «в теме»; со стороны не видать).
Да, Дэвис бывает временами нарочито эпатажен, от некоторых его пассажей или сюжетных разворотов передергивает. Вот, скажем, жуткие образы, возникающие у зрителя в мозгу после комментариев Элтона о личной жизни (серия «Любовь и монстры») вроде как опускают весь высокий накал страстей ниже плинтуса. РТД словно издевательски посмеивается: «Я знаю, о чем вы думаете, пошляки несчастные. Мне ли вас, фанатов, не знать. Сам такой. Ну нате, получите». Однако при всем при этом о любви РТД говорит как о чувстве самом высоком, самом чистом и светлом. Это прежде всего близость духовная. Дэвис всё-таки безнадежный романтик, и мне это нравится. 
Моффат, похоже, любовь вне рамок физической близости не мыслит. У него любовь и секс понятия идентичные (идентичные в том смысле, что секс без любви может быть, а вот любви без секса — нет).
Комментарий Ренетт о том, что мальчику пора научиться танцевать (особенно в контексте моффатовских аналогий «танцы = секс») вызывает лично у меня ассоциации с каким-нибудь викторианским джентельменом, который предается размышлениям о том, не пора ли сынка сводить в бордель в образовательных целях. Вот честно, меня от него передергивает куда сильнее, чем от расселовских реплик про личную жизнь. Собственно, для меня это наполовину убивает эпизод, при всей его внешней безупречности. Меня от него внутренне коробит. Хотя в отрыве от контекста всего сериала и второго сезона в частности серия очень хороша.
Кроме того, на мой взгляд Моффат перетягивает одеяло на себя. Он не особо заботится о том, как вписывается в генеральную линию сезона (любого). Его мало волнует, какой изображает Розу, Марту или Донну РТД — ему интересен только его собственный взгляд на них. А они ему неинтересны. Роза, по его мнению — скучная, банальная, легкодоступная девица, которая навязчиво вешается Доктору на шею, а Марта — изрядная стерва. К Донне он наиболее благосклонно относится, потому что на Доктора она смотрит только как на друга, а значит — не путается под ногами. Поэтому ей он милостиво вручает подходящего мужа и желает счастья, а сам вводит очередного женского персонажа — воплощение всяческих совершенств, безупречную со всех сторон.
Вы заметили, что все моффатовские женщины — само совершенство? Видимо, с его точки зрения только такие люди и достойны быть спутниками Доктора (и способны его заинтересовать). Если основная идея РТД в том, что и Роза, и Марта, и Донна — обычные люди, со всеми их достоинствами и недостатками, и всё равно они потрясающие, и способны блистать, как способен на это любой человек (и за это Доктор их и любит), то идея Моффата в том, что только уникальным людям есть место рядом с Доктором, а остальные могут закатать губу.
Не знаю, может я слегка и преувеличиваю, может Моффату просто очень хотелось выделиться на фоне всех остальных, и он делал это всеми средствами — да и потом, он действительно талантлив. И он любит сериал всей душой. Но мне всё равно не нравится ни его отношение к любви, ни его представление о спутниках. Я нисколько не сомневаюсь, что новый сезон будет безумно увлекательным, с безумно харизматичными героями — но несколько опасаюсь, что в нем мне будет не хватать дэвисовской душевности и человечности.
Хотя я очень надеюсь, что окажусь неправа.